Все новости Политика Общество Экономика Спорт События Культура Из сети


 

Старый окский мост и новая жизнь

 

Старый окский мост и новая жизнь

 

История закрытия моста на Оборонной, связывающего крупные микрорайоны города, долгое время обсуждалась серпуховичами, пока, наконец, не начались строительные работы.

 

Многие помнят, что примерно в это же время был начат сбор подписей серпуховичей и за восстановление пешеходного моста через Оку, о котором до сих пор с благодарностью вспоминают жители Лукьяново, Подмоклова и других близлежащих деревень. Это был первый стальной мост, соединивший правый и левый берег Оки, более ста двадцати лет служивший верой и правдой людям, и кто знает, если бы в конце прошлого века не был бы варварски разобран, может быть, дожил бы и до наших дней…

 

В 1852 году черниговский, полтавский и харьковский генерал-губернатор направил Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями предложение князя Кочубея о постройке Южной дороги от Харькова до Феодосии. Вскоре появилась резолюция императора Николая I: «Будет прекрасное дело. Безотлагательно приступить к осуществлению».

 

8 июля 1865 года вышло высочайшее повеление Александра Второго о строительстве дороги Москва-Курск на государственные средства. Возглавил строительство военный инженер полковник Василий Степанович Семичев, его помощником был назначен Александр Иванович Фалевич.

 

Еще при жизни императора Николая Первого производились масштабные изыскания и составлялись «проекты к сооружению железной дороги к Черному морю...» 21 мая 1864 года Александр Второй своим рескриптом поручил «средствами государственного казначейства» приступить к постройке железной дороги от Москвы до Орла.

 

Наиболее трудной задачей оказалось строительство моста через Оку – заказ на строительство моста казна поручила 30-летнему инженеру Аманду Егоровичу Струве, зарекомендовавшему себя опытным мостовиком.

 6Zdro1uM_uM.jpg

 

Это был военный инженер, основатель Коломенского машиностроительного завода, создавшего первый в России электрический трамвай и первый в мире теплоход.

 

Множество родственников Струве были русскими дипломатами. Аманд Струве окончил военное инженерное училище и военную академию в Петербурге, совершенствовал свои знания за границей. Затем ушёл в запас, три года работал инженером на строившейся тогда Московско-Нижегородской железной дороге.

 

Предприниматель, специалист в области мостостроения, генерал-лейтенант имел высокий авторитет как в техническом мире и предпринимательской среде, так и в правительственных кругах.

 

Постройка железнодорожной магистрали послужила толчком к возникновению Коломенского завода. Дорога подошла к реке Оке. Нужно было через неё строить постоянный мост, длина которого должна превышать в два с лишним раза только что построенный москворецкий.

 

12 сентября (24-го по новому стилю) 1863 года между Струве и крестьянами села Боброва было достигнуто соглашение об аренде земельного участка под мастерскую, где вскоре началось изготовление металлических ферм для строящегося железнодорожного моста через Оку (прежде в России для строительства мостов использовались импортные конструкции).

 

«Завод Струве первым в России начал постройку больших железных мостов и поставил эту специальность на высшую ступень совершенства» - отмечалось в «Историко- статистическом обзоре промышленности России» 1882 года.

 

Транспортировка ферм проходила четко и без задержек, вверх по течению все той же Оки. Единственное, что пришлось делать вне плана – дополнительно построить «станцию Ока-пристань», где выгружались детали будущего моста. Пристань эта долгие годы потом хорошо послужила Серпухову в его речных перевозках.

 

Мост возвели основательно, на каменных устоях. Старый путеводитель по Московско-Курской дороге так писал о нем: «Реку Оку пересекает железный неразрезной решетчатый мост о 11 пролетов (чистое отверстие 227 саж.)». Закончен он был благодаря «старанию автора» к февралю 1867 года, значительно раньше контрактного срока.

 G3ExrpSI190.jpg

Особенность моста заключалась в том, что в России это был первый такой крупный совмещенный мост: поезда здесь ходили по верху ферм, а по нижнему этажу, как по решетчатому тоннелю, был устроен проезд гужевого транспорта и ходили пешеходы.

 

В августе 1867 года император Александр Второй, внимательно следивший за строительством, «...при проезде железною дорогой от Москвы до Тулы и осмотре моста через Оку у Серпухова всемилостивейше соизволил пожаловать... военному инженер-капитану Струве орден Св. Владимира 4-й степени...»

 

Через этот мост на соседний берег было удобно добираться жителям города, Серпуховского района и Тульской области.

 

Строительство моста дало толчок к развитию села Лукьяново. Оно стало оживленным, с постоялыми дворами, трактирами и лавками. К концу девятнадцатого столетия здесь насчитывалось более восьмидесяти дворов. Крестьяне занимались извозом и огородничеством, но своей земли у них было мало, поэтому они арендовали ее у церкви и помещиков, в основном, по берегам реки Скниги. Выращенные овощи возили на продажу в Серпухов и Москву. Многие жители села стали работать на Серпуховских фабриках.


Железнодорожный мост был, по сути, единственной нитью, связывающей столицу с южными районами страны. Этот путь железнодорожники использовали вплоть до 1929 года, пока через реку не был перекинут новый мост. Они оба имели и стратегическое значение – ещё в июле сорок первого сюда был переброшен 178-й истребительный авиационный полк для их обороны. В основном, конечно, обороняли железнодорожный – по нему тогда могли проходить и танки.

 

Вот что вспоминает о том времени воевавший в 178-м истребительном полку пилот ЛаГГ-3 (впоследствии генерал-майор авиации) Николай Денисович Дудник: «…мы прикрывали железнодорожный мост через Оку, на который немцы постоянно бросали свою бомбардировочную авиацию. Нам сказали, что если при тебе его повредят – расстрел. Погибло там много зимой. Максимов со своим самолетом прямо под лед ушел… Но отстояли мост».

CpO0riYfylE.jpg 

После завершения строительства нового моста на скоростном Симферопольском шоссе, старый окский мост закрыли для проезда машин, но до 1988 года по нему еще ходили множество пешеходов – это был самый короткий путь из города через Оку. Потом его разобрали, от былой красоты осталась лишь одна опора, которая затем тоже исчезла. Сейчас жителям приходится добираться в Лукьяново, в Подмоклово и на Кирпичный завод в объезд через Симферопольское шоссе. Дорога теперь на 15 км больше, времени и топлива теперь люди затрачивают больше.

 

Это нарушило весь уклад жизни поселка, лишив большинство людей возможности работать в Серпухове. Ока в этом районе является одним из популярных мест отдыха и, любуясь прекрасным пейзажем, так хочется перейти на другой берег и прогуляться среди зелени и симпатичных домиков виднеющихся вдали – но, увы…

 

Неудивительно, что однажды люди стали говорить о «возрождении» тут автомобильного и пешеходного сообщения. Нашей газетой была замечена петиция на сайте Change.org, автор которой обращался к губернатору Андрею Воробьёву, премьер-министру Дмитрию Медведеву и президенту Владимиру Путину с предложением восстановить мост через Оку.

 

Автор заявил, что люди устали от больших финансовых и временных затрат, чтобы добраться до Серпухова, да и деревеньки вдоль Московского шоссе в сторону Тулы уже обезлюдели – совсем скоро на их месте останется пустырь, потому что столичным дачникам до них добираться далеко, а тульским жителям хватает своей, более дешевой земли. «Данный мост был частью Московского шоссе в сторону Тулы, около дороги развивались поселения, а сейчас из-за отсутствия моста жители оторваны от городской инфраструктуры. Также наличие моста существенно разгрузило бы Симферопольское шоссе», — написал активист в своем обращении к властям.

 R1-ICkpAYXM.jpg

Газета «Выбирай в Серпухове» рассказала своим читателям об этой петиции, в интернете развернулось живое обсуждение. Подключились к нему и специалисты-мостостроители. Позже заговорили о петиции и местные власти.

Напомним, что в 2013 году нас уже обнадеживали новостью, что мост будет реконструирован, но фирма, финансировавшая проект, вскоре свернула свои работы. Люди это, конечно, вспомнили.

 

«Не будет никакого моста», - сокрушались они, говоря о том, что денег на мост нет и не будет. Мостостроители подтвердили, что подобные многомиллионные проекты в нынешних условиях маловероятны. И предложили более бюджетный вариант. «Можно построить канатную дорогу, - заявил наш земляк, руководитель одной из крупнейших российских мостостроительных компаний. – Сегодня существуют канатные дороги, которые способны перевозить не только людей, но и автомобили. Затраты на строительство такой переправы гораздо меньше, строится быстрее и может быть интересна инвесторам, если сделать ее платной. За небольшую плату люди смогут быстрее и гораздо дешевле попасть в Серпухов. Или, наоборот, из города в Подмоклово».

 

Разумеется, у проекта восстановления мостовой переправы появились и противники. «Тихая Московская улица превратится в оживленную трассу», - возмущались они. Но, все же, сельские жители и подавляющее большинство серпуховичей хотели бы снова вернуть сообщение с правым берегом Оки…

 

Елена Исаева

 

Опубликовано 5 Сентября 2018 в разделе Общество


Количество показов: 157

Наши авторы
Денис Коваленко Наталья Родина Роман Юдин
Людмила Патина Юрий Зимин Ирина Тальянова
Архив газеты
icon PDF.png
Выпуск №10 (123)
от 11.09.2018

рекламное-агентство-выбирай.gif
  
Целитель.png
 
bobryonok.png