Все новости Политика Общество Экономика Спорт События Культура Из сети


 

Храм святителя и чудотворца Николая погоста Березна

 

Храм святителя и чудотворца Николая погоста Березна

 

«В Окологородном стану село Березна на реке Березенке, а в нем церковь Николы чудотворца…»

 

Земли возле старинного серпуховско-боровского тракта значатся в Земельных книгах 1620-го года как поместья крещеных березинских татар, состоявших на московской военной службе. Упоминается и село Березна, которое со временем запустело и с 1705 года именуется уже погостом, то есть селением, состоящим только из церкви - «древяной клетцки», построенной и украшенной прихожанами, домов её причта и кладбища, которое в те времена вообще имелось при всяком храме.

 

Раньше погост был оторван от жилья, до ближайшего села Березны около двух километров. Имея такой отдаленный приход, священник погоста Дмитрий Потапов в 1694 году писал: «та церковь Божия стоит на пустом месте, у той церкви нет ни единого двора, … и построится ему негде и кормиться нечем».

 

«B день памяти перенесения мощей святителя Николая 22 мая 1694 года, «бил челом великим государем в Поместном приказе серпуховского уезда церкви Николая Чудотворца, что на Березниках, поп Дмитрий Потапов: церковная де земля в том серпуховском уезде от розных помещиков и вотчинников не отмежевана и владеют тою церковною землею многие помещики и не будет против писцовых книг, что земля от церкви Божии версты по три и по две, и та церковь Божия стоит на пустом месте, и у той церкви нет ни единого двора, а он де от той церкви живет версты с три и построиться ему у той церкви с причетника негде и кормиться нечем, чтоб великие государи пожаловали его, велели той церковной земли против писцовых книг отмежевать около той церкви божии и от розных помещиков и вотчинников, чтобы ему с причетники у той церкви божии было где построиться и кормиться и том дать свою великого государя грамоту межевую. На челобитной помета дьяка Максима Данилова: 7202 году мая в 23 день по указу великих государей боярин Петр Васильевич Шереметьев с товарищами приказали: послать грамоту к воеводе: велеть ту церковную землю по писцовому наказу отмежевать».

 image (5).jpg

После того, как земли для церковных построек были отмежеваны, в жизни прихода произошли значительные перемены: в 1698 году вместо деревянного храма неизвестным устроителем была построена величественная каменная церковь с колокольней.

 

Церковь имела три престола. Холодный, во имя святого Николая Чудотворца, и два теплых придельных, перестроенных на средства Почетного гражданина Московского первой гильдии купца Сергея Григорьевича Зубова. С правой стороны основного объема церкви – придел во имя иконы Тихвинской Богоматери, а с левой – во имя святителя и чудотворца Митрофана епископа Воронежского.

 

«Никольская церковь построена крестообразно, одноэтажная, из кирпича, низ ее каменный. Кресты на главах железные: на Николо-Березинской Церкви — 6-ти конечный крест, на колокольне 4-х конечный».

 

Полы при Николо-Березинском храме были выложены плиткой, иконостас с колоннами, резной из дерева с позолотой, в два яруса, без изображений. Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая в иконостасе, старого византийского письма в позолоченной раме.

 

По описи, колоколов на Николо-Березинской Церкви было семь. Один был вылит в Москве на заводе Николая Самгина – «весу 100 пудов 25 фунтов» (примерно 1650 кг). В 1819 году был куплен колокол весом 49 пудов 5 фунтов, известен вес еще одного колокола – 9 пудов 25 фунтов.

 

Усадебная церковная земля размером в одну десятину была обнесена каменной оградой, на углах которой в 1840 году были построены четыре башни.

image (6).jpg 

Внутри ограды, кроме церкви, находились кладбище и дома священнослужителей, построенные в 1844 году на средства вдовы Зубова Анисьи Михайловны. Была и двухэтажная богадельня: верхний этаж предназначался для приходящих богомольцев, нижний – для богадельных на пять человек и церковная сторожка. Кроме усадебной земли, церковь имела пашенную, сенокосную и землю, заросшую лесом, в количестве 42 десятин, которую она сдавала в наем за 62 рубля 85 копеек в год.

 

С 1819 года в штате Никольского храма полагалось иметь священника, диакона, дьячка и пономаря. Примерно в это время упоминается священник Константин Петров Ангелов, с замечанием, что священствует он 27 лет.

 

В 1845 году к приходу церкви Николая Чудотворца относились сельцо Калиново (34 двора, 108 крестьян), господский двор и 14 дворовых. Сельцо принадлежало коллежскому асессору Григорию Михайловичу Коковцеву. Сельцо Новики — 32 двора, 95 крестьян, господский двор и 14 дворовых. Сельцо принадлежало коллежской асессорше Домнике Гавриловне Говоровой. Деревня Дашковка (Березинка тоже) — 26 дворов, 95 крестьян. Деревня принадлежала графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову. К приходу церкви Николая Чудотворца было приписано село Шатово, деревянная церковь которого пришла в ветхость и не имела священнослужителей. Село принадлежало Екатерине Герасимовне Карповой, в нем было 34 двора, имелся господский двор и проживало 195 крестьян и 6 дворовых людей.

 

В начале ХХ века здание богадельни занимали: верхний этаж — открытая в 1900 г. приходская школа и квартира просфорницы; под ними — помещение для ночлега проходящих богомольцев и церковная сторожка.

 

В приходе были две часовни. Первую, деревянную, в деревне Дашковка, в 1892 году построил тамошний крестьянин Павел Борисович Горячев, являвшийся также попечителем приходской школы. Часовня эта была поставлена в память об избавлении Цесаревича, будущего императора Николая II, от покушения в городе Отсу (Япония) 29 апреля 1892 года.

 

В 2003 году она была восстановлена жителями деревни Калиново и освящена во имя Святителя Николая. Вторая часовня, каменная, на источнике вблизи храма, была возведена в 1912 году на мирские пожертвования.

 

В московском государственном областном архиве сохранилась последняя опись храма, датированная 1924-м годом.

 

Тогда в храм можно было войти с западной и южной стороны, ко входам снаружи были приделаны железные створчатые двери, внутри деревянные, до половины стеклянные, с железными решетками, с застекленными рамами.


Храм отапливался несколькими изразцовыми печами. Председателем церковного приходского совета перед закрытием был крестьянин сельца Новики Василий Филипович Прокофьев.

 

20 марта 1925 года группой верующих канонического Православия в количестве 73 человек был подписан договор о пользовании храмом с Пригородным Волостным Исполнительным Комитетом Серпуховского Совдепа. Несмотря на это, храм был вскоре закрыт.

 

Его священник, Василий Васильевич Виноградов, работал впоследствии счетоводом Дракинского сплавучастка, а в 1937 году был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.

 

В 1953 году была произведена перестройка здания церкви — разобрано завершение верхних ярусов колокольни, изменены оконные проемы и убранство фасадов.

 

С 1929 года до конца 90-х годов XX века здание использовалось как материально-технический склад совхоза «Большевик».

 image (7).jpg

С 2006 года на Березне деятельно возобновляется приходская жизнь, под руководством настоятеля Никольского прихода протоиерея Владимира Зотова здесь идут восстановительные работы, совершаются регулярные богослужения.

 

Елена Исаева

 

Опубликовано 8 Сентября 2018 в разделе Культура


Количество показов: 42

Наши авторы
Денис Коваленко Наталья Родина Роман Юдин
Людмила Патина Юрий Зимин Ирина Тальянова
рекламное-агентство-выбирай.gif
  
Целитель.png
 
bobryonok.png